Все курсы > Вводный курс > Занятие 6
Сегодня мы поговорим про условия и циклы в Питоне.
Условия с if
Вы наверное помните, что говоря о принципе машинного обучения, мы указывали на ограничения «традиционных» компьютеров, не использующих технологии машинного обучения. Они строго следуют заданной программе.
В качестве примера, мы установили порог зарплаты заёмщика на уровне 90 тыс. рублей, и на его основе решали, кому выдать кредит, а кому отказать. Напомню, как это выглядело с помощью блок-схемы.

Теперь пропишем этот сценарий на Питоне.
Откроем ноутбук к этому занятию⧉
Итак, чтобы установить порог зарплаты на уровне 90 тыс. рублей, создадим переменную для зарплаты заемщика (пусть это будет salary) и присвоим ей произвольное значение (напрмер, 75). Далее мы пишем слово if и задаем само условие salary >= 90. Ставим двоеточие.
На следующей строке делаем отступ с помощью клавиши Tab (это обязательно) и пишем print('Выдать кредит'). Далее с новой строки пишем else (что делать в противном случае), двоеточие и строкой ниже опять с отступом print('Отказать').
1 2 3 4 5 6 7 8 |
# присваиваем переменной salary значение 75 salary = 75 # если значение salary больше либо равно 90 выдаем кредит if salary >= 90: print('Выдать кредит') # в противном случае в кредите отказываем else: print('В кредите отказать') |
Детали синтаксиса, а именно двоеточие, отступ и т.п. очень важны. Повторим их для закрепления.

А теперь еще раз про логику программы. Создаем переменную с уровнем зарплаты, если зарплата больше или равна 90, выводим на экран «Выдать кредит», если меньше, выводим «В кредите отказать».
Исполнив этот код (Shift + Enter), мы получим:
1 |
В кредите отказать |
В качестве упражнения, поменяйте зарплату с 75 на 95 тысяч и запустите код. Кредит должны одобрить.
Все, несложная программа по одобрению кредитов готова.
Цикл for
Помимо числовых переменных и строк, мы также познакомились со списками и словарями. Было бы неплохо уметь выводить не только определенный элемент списка или словаря (мы это делали по индексу и ключу соответственно), но и посмотреть элементы один за другим. Как это сделать?
Сначала поработаем со списками. Воспользуемся списком покупок из предыдущего занятия.
1 2 |
# воспользуемся списком покупок из предыдущего занятия veg_list = ['огурцы', 'помидоры', 'лук', 'картофель'] |
Начнем наш цикл с ключевого слова for, после него напишем i in veg_list:. По сути, мы скажем компьютеру: «Пока есть элементы (i) в списке ( veg_list), выполни определенное действие». Само действие пишется на следующей строке с отступом. В нашем случае будем выводить каждый элемент списка один за другим через print(i).
1 2 3 |
# в цикле выведем каждый из элементов списка один за другим for i in veg_list: print(i) |
Результат:
1 2 3 4 |
огурцы помидоры лук картофель |
Важные пояснения:
- В нашем случае переменная цикла i выступает контейнером для элементов списка. При первом «проходе» цикла в нее автоматически записываются огурцы, при втором — помидоры и т.д.
- Вместо i можно взять любое другое слово или букву, часто берут i как сокращенное от английского слова item.
Теперь попробуем вывести содержимое словаря. Здесь код чуть сложнее.
Для начала все так же воспользуемся словарем из предыдущего занятия.
1 2 3 4 5 6 7 |
# возьмем словарь из предыдущего занятия shopping_dict = { 'огурцы': 2, 'помидоры': 3, 'лук': 1, 'картофель': 2 } |
Теперь попробуем вывести сразу и название продуктов и их количество. Для этого снова напишем for, а затем k, v in shopping_dict.items():. Что мы сделали? Мы ввели две переменные k и v, в которые в цикле будем поочередно записывать ключи (k) и значения (v). Действием в цикле будет опять же вывод этих переменных.
1 2 3 |
# вывыдем все ключи и значения словаря с помощью цикла for k, v in shopping_dict.items(): print(k,v) |
Результат:
1 2 3 4 |
огурцы 2 помидоры 3 лук 1 картофель 2 |
Примечания:
- k и v обычно используются как сокращение от key и value, однако как и в случае с переменной i название переменных может быть любым
- метод .items() как раз и сообщает компьютеру, что мы хотим записать в переменные k и v ключ и значение словаря shopping_dict
Схема синтаксиса:

Вопросы для закрепления
Какие два ключевых слова мы использовали на этом занятии, чтобы задать условие?
Посмотреть правильный ответ
Ответ: if и else
Какое ключевое слово используется для просмотра всех элементов списка или словаря?
Посмотреть правильный ответ
Ответ: оператор for
Теперь попробуйте сделать упражнения⧉
Подведем итог
Сегодня мы освоили два важнейших элемента любого языка программирования: условия и циклы. С помощью условной конструкции, мы создали первую работающую программу (алгоритм выдачи кредита), а с помощью цикла мы научились поочередно просматривать элементы списка и словаря.
На этом предварительное знакомство с Питоном пока можно завершить, и на следующем занятии мы познакомимся с тем, как можно использовать Питон для анализа данных и построения графиков.