Основы программирования | Вводный курс ML

Основы программирования

Все курсы > Вводный курс > Занятие 4

Изучим основы программирования.

Вначале откройте ноутбук⧉ к этому занятию

Воспользуемся калькулятором

Первые вычислительные машины умели только складывать, вычитать, умножать и делить числа. Разумеется, Питон также неплохо справляется с этой задачей.

Создайте новый документ и введите в ячейке print(4 - 2). Нажмите Shift и затем сразу Enter или кружок с треугольником слева от ячейки с кодом. Должно получиться два. Это операция вычитания. Аналогично числа можно умножать print(3 * 5), делить print(15 / 3) и возводить в степень print(2 ** 5).

Сравним значения

Теперь попробуем сравнить два числа. Введем print(4 > 2). Компьютер выдаст True. Это значит, что сравнение верное.

Если ввести print(4 < 2), результатом будет False. Сравнение неверно.

Аналогично задаются условия «больше или равно» ( >=) и «меньше или равно» ( <=).

Сохраним информацию

Помимо арифметических и логических операций, Питон умеет запоминать информацию. Для этого переменной (variable) можно присвоить значение.

Например, введя x = 5, мы присвоим переменной x значение 5. Теперь в последующих вычислениях мы можем писать не пять, а x, например, print(x * 2). Должно получиться десять.

Кроме того, в переменную можно записывать строки (string) y = 'Питон'. Обратите внимание, что в отличие от чисел, строка берется в кавычки, одинарные или двойные, это не имеет значения. Выведем строку print(y).

Еще несколько полезных функций

Питон умеет считать количество символов в строке. Просто введите print(len(y)). Функция len() посчитает количество символов в слове «Питон». Таких символов должно быть пять.

Более того, мы можем вывести определенную букву в слове по ее индексу. Что это значит? Когда мы создаем строку и записываем ее в переменную, Питон автоматически присваивает каждой букве определенный индекс, начиная с нуля:

индексация строки в Питоне

Зная индекс, мы можем вывести соответствующую ему букву print(y[0]). Индекс записывается в квадратных скобках сразу после названия переменной. Нулевому индексу соответствует буква «П».

Присваивание и равенство

Как было показано, оператор = записывает или присваивает значение (число или строку) переменной. Например, z = 7. Значение 7 записывается в переменную z. Если мы хотим установить равенство элементов, то должны написать ==.

Увидеть принцип операции равенства можно на следующем примере. Если ввести 7 == 7 и выполнить код, результатом будет True, потому что равенство верное.

Упражнения для закрепления

С помощью какой команды мы скажем компьютеру: «возведи число 2 в третью степень и выведи результат»?

Посмотреть правильный ответ

Как присвоить переменной $a$ значение 9?

Посмотреть правильный ответ

Дополнительные упражнения вы найдете в ноутбуке к этому занятию⧉. Очень советую их выполнить. Они довольно простые, но во многом заложат основы для изучения более продвинутых тем.

Подведем итог

Итак, мы изучили основы программирования на Питоне. Мы узнали про арифметические и логические операции, а также про запись чисел и строк в переменные. Мы также научились вычислять длину строк и выводить элемент строки по его индексу. Теперь посмотрим, как работать с набором элементов.


Ответы на вопросы

Вопрос. Чем отличается оператор равенства == от оператора тождественности is?

Ответ. Оператор равенства (equality operator) == проверяет одинаковы ли объекты, оператор тождественности (identity operator) is проверяет ссылаются ли переменные на один и тот же объект в памяти.